Союз «Смоленское областное объединение организаций профсоюзов»

Союз «Смоленское областное объединение организаций профсоюзов»

Ответ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РФ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Департамент стратегии,
анализа, прогноза и проектной
деятельности в сфере образования
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .
(МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ)
Каретный Ряд, д. 2, Москва, 127006.
Тел. (495)587-01-10(3200)
E-mail: d02@edu.gov.ru


Уважаемый Евгений Иванович!

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации (от 21 октября 2019 г. № П8-59255) Департамент стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения России (далее — Департамент) рассмотрел Ваше обращение, благодарит за проявленную активную гражданскую позицию и сообщает, что предложения по возможности будут учтены при подготовке документов и в практической работе Министерства.
Вопрос улучшения материального положения и повышения социального статуса педагогических работников, а также престижности и привлекательности педагогической профессии находится на особом контроле Минпросвещения России.
О проработке возможных механизмов обеспечения роста заработной платы отдельных категорий педагогических работников начиная с 2020 года, исходя из общего либо дифференцированного повышения уровня средней заработной платы.
Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761 и от 28 декабря 2012 г. № 1688 (далее — указы Президента Российской Федерации) предусмотрено доведение соотношения средней заработной платы педагогических работников общего образования в государственных (муниципальных) учреждениях до 100% к среднемесячной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности, далее — ЗНР) в соответствующих субъектах Российской Федерации, по педагогам дошкольного и дополнительного образования — к средней заработной плате в сфере общего образования и учителей в регионе соответственно.
Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом по субъекту Российской Федерации. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории, в зависимости от типа организации.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. указано на необходимость сохранения достигнутого соотношения оплаты труда специалистов образования, здравоохранения, культуры, других бюджетных сфер со средней зарплатой в регионе.
Поручениями Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № Пр-294 (подпункт «ж» пункта 6) и Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2019 г. № ТГ-П12-718 руководителям федеральных органов исполнительной власти и высшим должностным лицам (руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) поручено обеспечить в 2019 году и последующие периоды неснижение установленных указами Президента Российской Федерации показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, обеспечить контроль за сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в соответствующем регионе.
В соответствии с указанными поручениями Минпросвещения России продолжает осуществлять мониторинг доведения заработной платы отдельных категорий педагогических работников до установленного целевого значения в целях недопущения снижения показателей указов Президента Российской Федерации.
В настоящее время Минтруд России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, включая Минпросвещения России, проводит обсуждение вопросов, связанных с определением путей и механизмов совершенствования отраслевых систем оплаты труда бюджетной сферы.
Минпросвещения России направило на рассмотрение в Минтруд России предложения по возможным сценариям обеспечения роста заработной платы педагогических работников, включая расчеты дополнительной потребности бюджетных средств на повышение заработной платы отдельных категорий педагогических работников.
В рамках Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы предусмотрено рассмотрение вопросов, связанных с оплатой труда.
Действующим законодательством Российской Федерации установлено разграничение полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и местным уровнями, в соответствии с которым вопросы организации предоставления дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования (включая оплату труда) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Исходя из этого субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда (включая повышение оплаты труда, установления надбавок и их размеров) государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
С учетом установленного разграничения полномочий системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников устанавливаются:
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации в соответствии с действующим трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников.
Данная норма коррелирует с установленной пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» автономией образовательной организации в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
Для обеспечения полномочий субъектов Российской Федерации Минфин России предоставляет дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. При этом на федеральном уровне в рамках межбюджетных трансфертов не предусмотрено разделение дотаций на оплату труда в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания. Распределение федеральных ассигнований в рамках межбюджетных трансфертов общего характера осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Согласно статье 135 ТК РФ ежегодно, начиная с 2005 года решением Российской трехсторонней комиссии (РТК), утверждаются Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (далее — Единые рекомендации).
В 2019 году Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования был проведен мониторинг, предметом которого была оценка соблюдения субъектами Российской Федерации положений Единых рекомендаций на 2019 год, утвержденных решением РТК 25 декабря 2018 г. (протокол № 12), в том числе в части необходимости предусматривать при совершенствовании систем оплаты труда педагогических и иных работников перераспределение средств, предназначенных на оплату труда в организациях, таким образом, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда (ФОТ) организации. Указанное положение также предусмотрено Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (направлены в субъекты Российской Федерации письмом от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02).
По вопросу совершенствования действующего законодательства в части внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» о не включении в состав МРОТ компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» введен постоянный механизм установления МРОТ на уровне 100% фактического прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2019 г. МРОТ установлен в сумме 11 280 рублей (100% фактического прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года).
В соответствии с частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ.
Работодатели в целях соблюдения указанной гарантии вправе производить работникам доплату к заработной плате для обеспечения соответствия ее размера установленному в данном регионе МРОТ.
Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется сверх МРОТ (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П).
С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 17-П месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
По вопросу установления размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (далее — ПКГ) работников не ниже минимального размера оплаты труда.
Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере труда, оплаты труда, а также уровня жизни и доходов отнесены к компетенции Минтруда России в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы (далее — базовый оклад) работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую ГЖГ, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
При этом необходимо отметить, что статья 144 ТК РФ не предусматривает обязательство Правительства Российской Федерации по установлению базовых окладов по соответствующим ПКГ.
Установление базовых окладов по ПКГ предполагает во всех субъектах Российской Федерации одинаковый уровень базовых окладов и применение ПКГ.
Учитывая разграничение полномочий между уровнями органов власти, применение ПКГ при оплате труда работников носит рекомендательной характер.

alt С.Ю. Торбин

Иконка левого меню

Разработка и создание сайта - ZoomPiK