Союз «Смоленское областное объединение организаций профсоюзов»

Союз «Смоленское областное объединение организаций профсоюзов»

О минимальном размере оплаты труда и прожиточном минимуме населения

15.01.2018

Заработная плата является основным источником дохода для большинства наёмных работников. Статья 7 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждому гарантируется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ).

Конституционная гарантия на вознаграждение за труд нашла своё отражение в Трудовом кодексе РФ. Согласно ст. 129 ТК РФ заработной платой (или оплатой труда) признаётся вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Положения ст. 133 ТК РФ прямо указывают на то, что заработная плата в той её части, которая выплачивается за выполненную работу: норму рабочего времени или норму труда (трудовые обязанности) — не может быть ниже МРОТ.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» вносятся изменения в Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»:
— устанавливается минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года в сумме 9 489 руб. в месяц;
— начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года. Если эта величина окажется ниже по сравнению с предыдущим годом, то МРОТ не уменьшится, а останется в размере, установленном с 1 января предыдущего года.
По предложению Председателя ФНПР М.В. Шмакова и при поддержке Президента РФ в настоящее время Минтруд РФ совместно с Минфином РФ готовит законопроект о повышении МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 мая текущего года — Дня Весны и Труда. Таким образом, с 1 мая 2018 года работодатель не сможет платить работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, заработную плату ниже 11 163 руб.
Исходя из размера МРОТ рассчитываются пособия по беременности и родам и по временной нетрудоспособности, а также некоторые платежи и штрафы.
По данным Росстата, в третьем квартале 2017 года доходы ниже прожиточного минимума в России имели 20,3 млн. человек или 13,8% населения страны.
В Смоленской области по предварительным итогам 2016 года среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума имели 170,4 тыс. человек или 17,8% от общей численности населения региона.
Официальное определение прожиточного минимума звучит как «стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы». Потребительская корзина складывается из необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. Потребительская корзина рассчитывается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, дети, пенсионеры и на душу населения) в целом по стране, а также в субъектах РФ и определяется не реже одного раза в пять лет. Потребительская корзина разрабатывается с участием Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в регионах — с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ.
Состав потребительской корзины разрабатывается на основе методики определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ.
В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учётом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Иконка левого меню

Разработка и создание сайта - ZoomPiK