Союз «Смоленское областное объединение организаций профсоюзов»

Союз «Смоленское областное объединение организаций профсоюзов»

МАКЕТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ

Макет

Т Е Р Р И Т О Р И А Л Ь Н О Е   С О Г Л А Ш Е Н И Е
___________________________________________
(наименование муниципального образования)
между администрацией,  координационным советом организаций профсоюзов, объединением работодателей муниципального образования на             годы

Администрация ________________________________________________
(наименование муниципального образования)

(далее — администрация) в лице руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования _________________, действующего на основании Устава,  координационный совет организаций профсоюзов муниципального образования (далее — профсоюзы) в лице ________________________, действующего на основании Устава,  объединение работодателей муниципального образования (далее — работодатели) в лице_______________________, действующего на основании Устава, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили настоящее Соглашение, определяющее позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне и совместные действия по его реализации.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения трудовой, социальной и экономической защищенности работников.
Для обеспечения реализации настоящего Соглашения стороны на основе взаимных консультаций вырабатывают документы, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий.
Контроль за исполнением Соглашения осуществляется сторонами как самостоятельно в пределах их полномочий, так и совместно, на заседаниях территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Соглашение вступает в силу с ____________ года и действует до __________ года.
В целях выполнения настоящего Соглашения Стороны берут на себя следующие обязательства и устанавливают перечень основных социально-экономических показателей мониторинга качества и уровня жизни населения муниципального образования согласно приложению.

I. В области экономического развития

1.1.Стороны совместно:
1.1.1. Добиваются стабилизации и подъема экономики, укрепления экономического и финансового положения предприятий и организаций муниципального образования, для чего осуществляют взаимные консультации и действия по вопросам промышленной, бюджетной, инвестиционной, налоговой и ценовой политики:
— содействуют созданию благоприятных условий для хозяйственной и предпринимательской деятельности, увеличению объемов производства и прибыли организаций, предотвращению задержек и ликвидации задолженности по выплате заработной платы, разрешению кризиса неплатежей, наиболее полной занятости экономически активного населения;
— способствуют проведению эффективной инвестиционной политики, привлечению в экономику муниципального образования финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов, способствуют производителям продукции в разработке и внедрении инновационных и современных информационных технологий, механизмов, позволяющих увеличивать рост и выпуск конкурентоспособной продукции;
— реализуют меры по предотвращению незаконных действий, нацеленных на ликвидацию или перепрофилирование организаций науки, промышленности и сельского хозяйства. В случае угрозы таких действий информируют территориальную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
1.1.2. Осуществляют взаимные консультации по социально-трудовым вопросам, принимают участие в подготовке проектов документов по бюджетной и налоговой политике, вносят свои предложения в прогнозы и проекты программ социально-экономического развития муниципального образования. Рассматривают проект бюджета муниципального образования на территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и вносят совместные предложения, в том числе и по финансовому обеспечению обязательств Соглашения, до утверждения бюджета районным Советом депутатов.
1.1.3. Способствуют устойчивому функционированию объектов социальной сферы, добиваются выделения средств на их дальнейшее развитие.
1.1.4. Способствуют принятию согласованных решений, направленных на сдерживание роста платежей на услуги ЖКХ, в рамках установленных полномочий.
1.1.5. Принимают меры по обеспечению подготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда, в том числе  непосредственно на производстве.

1.2. Администрация:
1.2.1. Анализирует и прогнозирует развитие экономической ситуации в муниципальном образовании с целью определения приоритетных направлений и перспектив социально-экономического развития. Разрабатывает ежегодные прогнозы и долгосрочную программу социально-экономического развития муниципального образования  и обеспечивает их реализацию.
1.2.2. Осуществляет мониторинг социально-экономического развития муниципального образования.
1.2.3. Вносит предложения в представительный орган муниципального образования по совершенствованию налогового законодательства и предоставлению налоговых льгот в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления  в целях создания благоприятных условий для развития производства товаров и услуг  производителями.
1.2.4. Реализует промышленную политику в соответствии со стратегией социально-экономического развития области и муниципального образования.
1.2.5. Обеспечивает реализацию мероприятий областной государственной программы «Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата» на 2014-2020 годы.
1.2.6. Осуществляет меры по обеспечению нормальной работы объектов социальной сферы муниципального образования  (здравоохранение, образование, культура, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения). Проводит работу по оптимизации сети объектов социальной сферы, направляет средства  бюджета муниципального образования на дальнейшее развитие социальной сферы.
1.2.7. Создает и поддерживает необходимые условия для устойчивого снабжения населения и бюджетных организаций топливно-энергетическими ресурсами, коммунально-бытовыми услугами.
1.2.8. Создает условия для предоставления транспортных услуг населению, организует транспортное обслуживание населения между поселениями в границах муниципального образования.

1.3. Работодатели:
1.3.1. Принимают меры по увеличению объемов производства, внедрению передовых технологий, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
1.3.2. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заключают коллективные договоры и соглашения с работниками организаций, интересы которых представляют профсоюзные организации и иные представители.
1.3.3. В соответствии с коллективными договорами и соглашениями предоставляют работникам и членам их семей социальные гарантии, льготы, дотации и субсидии не ниже, чем предусмотрено региональными и отраслевыми соглашениями.
1.3.4. Развивают партнерские связи с профессиональными образовательными организациями,  образовательными организациями высшего образования, а также организациями дополнительного профессионального образования и содействуют активному участию организаций в модернизации профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также организаций дополнительного профессионального образования, уделяя первостепенное внимание подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Оказывают содействие в прохождении производственной практики обучающимися профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также организаций дополнительного профессионального образования
1.3.5. Обсуждают с представительными органами работников планы социально-экономического развития организаций. Ежегодно информируют трудовые коллективы о финансово-хозяйственной деятельности организаций и принимаемых мерах по развитию производства.
1.3.6. Разрабатывают и осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций. При введении внешнего управления обеспечивают действие коллективного и трудовых договоров.

1.4. Профсоюзы:
1.4.1. Способствуют участию работников в управлении производством. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных программами социально-экономического развития муниципального образования.
1.4.2. Вносят предложения о поощрении высокопроизводительного труда, об использовании прибыли на финансирование отдельных сфер деятельности, способствуют созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.
1.4.3. Осуществляют контроль за соблюдением на предприятиях и в организациях муниципального образования законодательства о труде, занятости, охране труда, социальной защите.
1.4.4. Оказывают практическую помощь предприятиям и организациям в заключении коллективных договоров, соглашений и контролируют их выполнение.
1.4.5. Участвуют в работе территориальных комиссий, общественных советов по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения, через своих представителей в установленном порядке.
1.4.6. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства.

II. Обеспечение занятости населения

2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Способствуют реализации областной государственной программы «Содействие занятости населения Смоленской области» на 2014-2016 годы на территории муниципального образования.
2.1.2. Согласованными действиями не допускают увеличения достигнутого уровня официальной безработицы. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на рынке труда принимают экстренные меры, направленные на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники их финансирования.
2.1.3. Не допускают превышения уровня общей безработицы в 2014 году – 5,5%, 2015 году – 5,4%, 2016 году – 5,3%.
Уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении должен составить: в 2014 году – не более 1,17%, 2015 году – не более 1,15%,  2016 году – не более 1,13% экономически активного населения. Коэффициент напряженности в среднегодовом исчислении в 2014 году не должен превысить 1 человека на вакансию, в 2015 году – 0,9 и в 2016 году – 0,8 человека на вакансию.
2.1.4. Считают  критерием массового высвобождения на 2014-2016 годы увольнение более 9% от численности работников предприятия, учреждения, организации с количеством работающих свыше 30 человек и более в течение 30 календарных дней.
В случае предстоящих массовых увольнений в организациях на основе взаимных консультаций разрабатывают и осуществляют комплекс мер по снижению социальной напряженности.
2.1.5. Создают условия для социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда в муниципальном образовании.
2.1.6. Создают условия для совмещения трудовой деятельности с обязанностью по воспитанию детей женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей.
2.1.7. Содействуют созданию в организациях рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Оказывают содействие в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе после окончания ими образовательных организаций, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Предусматривают меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и объектам социального значения.

2.2. Администрация:
2.2.1. Обеспечивает на территории муниципального образования  проведение государственной политики содействия занятости населения.
2.2.2. Способствует снижению общего уровня безработицы, отдавая приоритет инвестиционным проектам, в которых лучшим образом решаются проблемы с занятостью населения.
2.2.3. Использует различные формы стимулирования работодателей к предоставлению молодежи первого рабочего места, трудоустройству инвалидов, в том числе квотирование рабочих мест.

2.3. Работодатели:
2.3.1. Разрабатывают и включают в коллективные договоры мероприятия, направленные на полную занятость работающих (при обеспечении роста их заработной платы) и максимальное использование производственных мощностей, предусматривают финансовое обеспечение данных мероприятий.
2.3.2. Информируют органы местного самоуправления, службу занятости и профсоюзы о предстоящем массовом увольнении работников в случае резкого свертывания объемов производства в соответствии с законодательством.
2.3.3. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность обучения новым профессиям и переподготовки до наступления срока расторжения трудового договора.
2.3.4. Обеспечивают в соответствии с федеральным и областным законодательством о занятости населения соблюдение квот рабочих мест для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
2.3.5. Гарантируют высвобождаемым работникам сохранение права пользования социальными льготами, установленными в организации.
2.3.6. В коллективных договорах предусматривают финансирование (в размере не менее 2% от прибыли) мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, количества рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и компенсаций дополнительно к установленным законодательством.
2.3.7. Ежемесячно информируют органы службы занятости о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе для приема инвалидов.
2.3.8. При приеме на работу безработных граждан обеспечивают для них бесплатное медицинское освидетельствование.
2.3.9. Режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в организации вводят по согласованию с профсоюзным комитетом и  сообщают об этом в письменной форме в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.
2.3.10. Предусматривают в коллективных договорах предоставление материальной помощи работникам, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штата организации, предоставление оплачиваемого времени для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора. Не допускают одновременного увольнения работников – членов одной семьи по сокращению численности или штата работников.
2.3.11. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по социальной защите, установлению дополнительных льгот и гарантий женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей, сверх установленных трудовым законодательством.

2.4. Профсоюзы:
2.4.1. Добиваются через коллективные договоры и соглашения сохранения  рабочих мест, определения условий сокращения рабочего дня, недели, вынужденных простоев, оказания материальной поддержки высвобождаемым работникам, сохранения социальных льгот за уволенным работником в связи с сокращением численности или штата работников.
2.4.2. Информируют членов профсоюза о состоянии рынка труда, об изменениях в законодательстве о занятости.

III. Гарантии по оплате труда и уровню жизни

3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Осуществляют постоянный контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в организациях всех форм собственности. Принимают меры по ликвидации задолженности по заработной плате и уплате социальных страховых взносов.

3.1.2. Принимают меры по:
— опережению темпов роста доходов населения относительно темпов роста потребительских цен;
— обеспечению своевременной выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях муниципального образования;
— недопущению долгов по заработной плате;
— легализации «теневой» заработной платы.
3.1.3. Проводят постоянную работу по совершенствованию систем оплаты труда, индексации заработной платы.
3.1.4. Принимают меры по доведению средней заработной платы в муниципальном образовании до уровня не менее трехкратного размера прожиточного минимума, установленного в области на душу населения.
3.1.5. Обеспечивают установление тарифной части заработной платы не ниже 60%.

3.2. Администрация:
3.2.1. Формирует условия для поэтапного приближения минимальной заработной платы в бюджетном секторе до уровня не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Смоленской области.
3.2.2. Обеспечивает в соответствии с законодательством своевременную выплату заработной платы работникам областных государственных учреждений и социальных выплат, финансируемых из областного бюджета.

3.3. Работодатели:
3.3.1. Устанавливают системы оплаты и стимулирования труда с учётом мнения профсоюзов.
3.3.2. Устанавливают во внебюджетном секторе экономики размер месячной тарифной ставки 1 разряда (минимального должностного оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, за работу, не требующую специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и профессиональных навыков и опыта работы, не ниже федерального минимального размера оплаты труда.
3.3.3. Формируют условия для поэтапного приближения размера минимальной заработной платы во внебюджетном секторе на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации.
3.3.4. Заключают коллективные договоры на предприятиях и в организациях, предусматривая в них:
— порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
— размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации;
— порядок выплаты вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее их дневной тарифной ставки за каждый нерабочий праздничный день;
— положение об установлении соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате основного персонала организации;
— соответствующее повышение заработной платы при повышении производительности труда.
3.3.5. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных органов информацию об оплате труда различных категорий работников, о формировании и расходовании средств на оплату труда в организациях.
3.3.6. Содействуют развитию добровольного пенсионного и медицинского страхования.
3.3.7. Выплачивают выходное пособие при сокращении численности или штата работников из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства, без учёта периода работы в режиме неполного рабочего времени, введённого по инициативе работодателя.
3.3.8. Содействуют развитию электронного документооборота по представлению отчетности в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в целях учета социальных (пенсионных) прав застрахованных лиц.

3.4. Профсоюзы:
3.4.1. В процессе переговоров добиваются включения в коллективные договоры положений об оплате труда и материальном стимулировании, а также размеров тарифных ставок (окладов), предусмотренных отраслевыми соглашениями.
3.4.2. Осуществляют контроль за работой по ликвидации задолженности по заработной плате и уплате социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.
3.4.3. Осуществляют контроль за выполнением положений коллективных договоров организаций, в частности Положений по оплате труда и материальному стимулированию работников организаций, обязательств по росту заработной платы, ответственности работодателей за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4.4. Проводят  постоянный контроль и принимают меры по выявлению и предотвращению случаев дискриминации в отношении работающих пенсионеров или работников предпенсионного возраста, предотвращению увольнений, сокращений и иных случаев нарушения трудовых прав граждан.

IV. Социальная сфера

4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Проводят согласованную политику по развитию социальной сферы, образования, культуры, спорта, туризма, молодёжной сферы, организации и проведению детских оздоровительных кампаний, семейного отдыха, сохранению и укреплению сети спортивных и социально-культурных объектов муниципального образования.
4.1.2. Финансируют организации и учреждения культуры и спорта, спортивные сооружения, культурно-досуговые и физкультурно-спортивные учреждения и центры, работающие с детьми и подростками.
4.1.3. Сохраняют и развивают инфраструктуру детского отдыха и оздоровления, в том числе принимают меры по сохранению организаций (учреждений) отдыха детей и их оздоровления. Не допускают закрытия и перепрофилирования организаций (учреждений) отдыха детей и их оздоровления.
4.1.4. Определяют размер оплаты за счет средств работодателей (за исключением бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней) части стоимости путевок детям родителей (законных представителей), работающих в организациях иных форм собственности, в размере не менее 40% от средней стоимости путевки.
4.1.5. Принимают долевое участие в финансировании культурно-массовых, спортивных мероприятий, конкурсов и олимпиад профессионального мастерства, проводимых на базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
4.1.6. Участвуют в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства на муниципальном уровне.
Организуют в целях повышения мастерства молодых рабочих, работников бюджетных отраслей и широкого привлечения их к творческой деятельности на предприятиях, в организациях и учреждениях всех форм собственности конкурсы  «Лучший по профессии».
4.1.7. Предусматривают с учетом финансово-экономического положения организации через коллективные договоры:
— меры социальной поддержки, дополнительные гарантии и льготы молодым семьям  (единовременные пособия при рождении детей, поддержку беременных и кормящих женщин), молодым родителям многодетных, неполных семей, воспитывающим детей-инвалидов (гибкий график работы, дополнительный отпуск, доплату на питание детей, оказание помощи в обучении детей, оплату отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет);
— мероприятия по сохранению объемов услуг, оказываемых культурно- просветительными учреждениями и спортивными сооружениями, столовыми, другими оздоровительными социально-бытовыми объектами организаций, находящимися на их балансе, с учетом действующих норм и фактической численности работающих и поддерживают на должном уровне их материально- техническую базу;
— финансирование, в том числе через профсоюзные организации, мероприятий по оздоровлению, досугу и отдыху работников и членов их семей, обеспечивают хозяйственное содержание учреждений культуры, спорта, туризма, оздоровления и отдыха, находящихся на их балансе;
— предоставление отпуска матерям и отцам, в семьях которых двое и более несовершеннолетних детей, в любое время по их желанию.

4.1.8. Участвуют в проведении регионального этапа конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

4.2. Администрация:
4.2.1. Обеспечивает выполнение законов социальной направленности в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования.
4.2.2. Принимает меры по улучшению качества жилищно-коммунальных услуг путём установления жёсткого контроля над организациями, представляющими их.
4.2.3. Разрабатывает программы и осуществляет реализацию мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
4.2.4. Поддерживает уровень охвата детей и подростков мероприятиями по оздоровлению.
4.2.5. Организует отдых и оздоровление детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) в организациях (учреждениях) отдыха детей и их оздоровления различных типов, в том числе:
— обеспечивает за счет средств областного бюджета бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей школьного возраста до 15 лет включительно и детей-инвалидов в возрасте от 4 до 17 лет включительно, проживающих на территории Смоленской области;
— обеспечивает за счет средств  федерального и областного бюджетов бесплатными путевками в стационарные оздоровительные учреждения на специализированные и профильные смены детей, находящихся в трудной жизненной ситуации школьного возраста до 17 лет включительно;
— обеспечивает за счет средств  областного бюджета бесплатными путевками в стационарные оздоровительные учреждения на специализированные и профильные смены детей, нуждающихся в особой заботе государства, школьного возраста до 17 лет включительно.
4.2.6. Ежегодно предусматривает средства на финансирование некоммерческих организаций, клубов и центров, ведущих работу с детьми, подростками, молодежью по месту жительства.
4.2.7. Обеспечивает гарантированный объем медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
4.2.8. Оказывает организационную и материальную поддержку учреждениям культуры, физкультурно-оздоровительным и спортивным организациям, которые проводят работу по оздоровлению жителей муниципального образования, в том числе инвалидов, развитию самодеятельного народного творчества, осуществляют физическое и военно-патриотическое воспитание молодежи, содействуют развитию военно-технических видов спорта.
4.2.9. Способствует организации бесплатного и льготного питания в общеобразовательных организациях.
4.2.10. Организует в целях дальнейшего развития личного садоводства и огородничества в период с апреля по октябрь транспортное обслуживание населения к дачным и садоводческим участкам по регулируемым тарифам.

4.3. Работодатели:
4.3.1. Предусматривают в коллективных договорах финансирование дополнительных мер социальной защиты работников (не ниже, чем предусмотрено региональным и отраслевыми соглашениями).
4.3.2. Контролируют подготовку детских загородных оздоровительных лагерей, находящихся на балансе предприятий, к летнему сезону, работу по обеспечению:
— комплексной безопасности этих оздоровительных учреждений, соблюдению в них режима работы;
— надлежащего санитарного состояния пищеблоков и мест общего пользования оздоровительных учреждений;
— своевременного заключения контрактов на поставку продуктов питания;
— водоснабжения.
4.3.3. Обеспечивают наличие необходимых документов при открытии загородных оздоровительных лагерей, находящихся на балансе предприятий, подтверждающих соответствие этих учреждений санитарным требованиям и требованиям безопасности.
4.3.4. Предусматривают при заключении коллективных договоров выделение финансовых средств для оплаты:
— путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
— на оплату части стоимости путевок детям работающих родителей (законных представителей) (за исключением детей, родители (законные представители) которых работают в бюджетных организациях, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней);
— на осуществление подготовки к оздоровительному сезону загородных детских оздоровительных лагерей, находящихся на балансе предприятий, в том числе на проведение текущего и капитального ремонтов и их содержание.
4.3.5. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по сохранению объемов услуг, оказываемых культурно-просветительными, спортивными и другими социально-бытовыми учреждениями организаций с учетом действующих норм и фактической численности работающих, а также поддержания на должном уровне их технического состояния.
4.3.6. Предусматривают в коллективных договорах введение на предприятиях и в организациях штатных единиц инструкторов-методистов по физической культуре.
4.3.7. Сохраняют за работниками, высвобождаемыми в связи с сокращением численности или штата, право на первоочередное трудоустройство в организации при появлении вакантных рабочих мест.

4.4. Профсоюзы:
4.4.1. Осуществляют представительство интересов работников при заключении коллективных договоров и соглашений и добиваются включения в них дополнительных льгот и гарантий по социальной защите работников и членов их семей.
4.4.2. Проводят мониторинг соотношения роста заработной платы и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах нормативной площади жилого помещения.
4.4.3.Участвуют в разработке и реализации мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей.

V. Охрана труда. Экология

5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Обеспечивают реализацию на территории муниципального образования государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников.
5.1.2. Организуют проведение мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда, информированию работников о вновь принятых нормативных актах по вопросам охраны труда.
5.1.3. Организуют проведение смотров-конкурсов на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования, а также на звание «Лучший уполномоченный по охране труда».
5.1.4. Содействуют проведению в организациях муниципального образования специальной оценки условий труда.
5.1.5. Содействуют обучению и повышению квалификации руководителей, специалистов по охране труда и специалистов по экологической безопасности.
5.1.6. Осуществляют контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства в организациях на территории муниципального образования.

5.2. Администрация:
5.2.1. Обеспечивает реализацию на территории муниципального образования государственной политики в области охраны труда.
5.2.2. Организует сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
5.2.3. Осуществляет на территории муниципального образования в установленном порядке государственную экспертизу условий труда в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2.4. Организует проведение на территории муниципального образования в установленном порядке обучение по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверку знания ими требований охраны труда.
5.2.5. Организует участие представителей органов исполнительной власти муниципального образования в работе комиссий по расследованию групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
5.2.6. Содействует включению в коллективные договоры,   территориальное соглашение обязательств по улучшению условий и охраны труда.
5.2.7. Принимает меры, направленные на достижение экологического благополучия, бережное использование природных ресурсов в целях обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья населения муниципального образования.

5.3. Работодатели:
5.3.1. Обеспечивают улучшение условий охраны труда, предупреждение и снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях и на предприятиях муниципального образования.
5.3.2. Осуществляют взаимодействие с органами местного самоуправления и общественными организациями в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности.
5.3.3. Проводят обучение работников безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства за счет собственных средств и направляют на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
5.3.4. Продолжают работу по развитию общественного контроля за обеспечением безопасных и здоровых условий труда на основе избрания уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, совместных комитетов (комиссий) по охране труда и общественных постов по охране труда.
Проводят в установленном порядке специальную оценку условий труда рабочих мест.
5.3.5. Принимают меры по сокращению численности работников основных видов производств, занятых на работах, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, а также по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) тяжелыми условиями труда.
5.3.6. Обеспечивают работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными законодательством типовыми отраслевыми нормами.
5.3.7. Обеспечивают принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
5.3.8. Обеспечивают сохранение работникам их рабочих мест и средней заработной платы за время приостановки работ на участках (рабочих местах) вследствие нарушения правил охраны труда не по вине работника.
5.3.9. Обеспечивают установление и выплату надбавок, а также предоставление дополнительных отпусков работникам, занятым на производствах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и коллективными договорами. Своевременно проводят расследование несчастных случаев на производстве.
5.3.10. Обеспечивают соблюдение экологических требований при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, оборудования и транспорта.
5.3.11. Осуществляют безопасное размещение отходов производства и потребления.
5.3.12. Обеспечивают соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, указанных в разрешениях на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
5.3.13. Обеспечивают предварительные и периодические медицинские осмотры соответствующих категорий работников, а также дополнительные медицинские осмотры для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
5.3.14. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях предоставление рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов и членам совместных комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля.
5.3.15. Обеспечивают приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и результатами специальной оценки условий труда. Принимают меры по выводу численности работников основных видов производств, занятых на работах, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, а также по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) тяжелыми условиями труда.
5.3.16. Направляют материалы по специальной оценке условий труда в Государственную инспекцию труда в Смоленской области.

5.4. Профсоюзы:
5.4.1. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды.
5.4.2. Участвуют в экспертизе условий труда на производственных объектах организаций, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.
5.4.3. Осуществляют избрание и организацию работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов, предусматривают в коллективных договорах условия освобождения указанных лиц от основной работы и порядок оплаты времени выполнения возложенных на них обязанностей по контролю условий и охраны труда.
5.4.4. Проводят разъяснительную работу среди членов профсоюзов по вопросам охраны труда и предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
5.4.5. Участвуют в специальной оценке условий труда в организациях и на предприятиях области.
5.4.6. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании несчастных случаев на производстве и защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
5.4.7. Проводят обучение по охране труда членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.

VI. Молодежная политика

6.1. Стороны совместно:
6.1.1. Реализуют меры по социально-трудовой адаптации молодежи, разрабатывают и реализуют в организациях программы по адаптации молодых работников на производстве, развитию наставничества.
6.1.2. Взаимодействуют с общественными молодежными организациями, обобщают и распространяют положительный опыт работы с молодежью в организациях на территории муниципального образования.
6.1.3. Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей, в том числе по вопросам приобретения жилья.
6.1.4. Рассматривают на заседаниях территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы по работе с молодежью.
6.1.5. Организуют профориентационные экскурсии на предприятия, в организации и учреждения различных форм собственности с целью  информированности молодежи при выборе профессии.
6.1.6. Оказывают организационную поддержку, создают условия для развития творчества молодежи, спорта, туризма, а также ведут пропаганду здорового образа жизни. Содействуют с этой целью привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных культурно-спортивных мероприятиях.

6.2. Администрация:
6.2.1. Создает условия для занятости молодежи, совершенствует и развивает систему профессиональной ориентации среди обучающихся в общеобразовательных организациях.
6.2.2. Разрабатывает комплекс льгот и гарантий для молодежи, студентов, предусмотрев выделение бюджетных средств для финансирования части затрат и питания учащихся, студентов, на осуществление программ детских и молодежных объединений.
6.2.3. Оказывает содействие молодым гражданам по созданию молодёжных жилищных кооперативов, других молодёжных объединений по строительству доступного жилья для молодёжи.

6.3. Работодатели:
6.3.1. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях, с учетом финансово-экономического положения организации:
— гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после обучения для выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования;
— премирование или увеличение заработной платы при получении образования без отрыва от производства;
— финансирование  проведения в организациях массовых, культурных, спортивных мероприятий для молодёжи, организации досуга, отдыха и оздоровления молодёжи;
— выплату единовременных пособий молодым работникам из категории детей-сирот, впервые принятым на работу, а также  работникам, вернувшимся на предприятие после прохождения срочной военной службы;
— материальную помощь молодым семьям, работающим в организации, при рождении ребенка и вступлении впервые в брак;
— установление оплаты труда молодым рабочим в повышенном размере на срок не менее одного года со дня приема на работу:
— для работающих на сдельной основе путем снижения норм времени (повышения расценок),
— для работающих на повременной основе при штатно-окладной системе оплаты труда путем увеличения окладов в процентах,
— при оплате по тарифной сетке – путем увеличения оплаты на определенное количество тарифных разрядов по сравнению с тарифно-квалификационными характеристиками должностей.
6.3.2. Заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями на подготовку молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, проведения производственной практики обучающихся и стажировок.
6.3.3. Создают условия для получения образования и для повышения квалификации молодых работников, а также участвуют в развитии целевого обучения и системы подготовки высококвалифицированных кадров на контрактной основе.
6.3.4. Проводят в организациях работу по адаптации молодых работников, наставничеству. Реализуют меры поощрения молодежи, добившихся высоких показателей в труде и учебе.
6.3.5. Информируют молодых работников о законодательно установленных для них льготах и дополнительных гарантиях (сокращенный рабочий день, обязательные медосмотры, порядок увольнения по инициативе работодателя, предоставление компенсаций работникам, совмещающим учебу с работой и т.д.).
6.3.6. Способствуют организации трудового соперничества среди молодых работников, проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание «Лучший молодой работник по профессии».

6.4.  Профсоюзы:
6.4.1. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, создают в профсоюзных организациях советы (комиссии) по работе с молодежью.
6.4.2. Проводят обучение профсоюзного актива молодежи по вопросам трудового законодательства, социального партнерства и другим социально-экономическим вопросам.

VII. Социальное партнерство, взаимодействие Сторон Соглашения

7.1. Стороны совместно:
7.1.1. Принимают решения по наиболее важным вопросам, включенным в настоящее Соглашение, после предварительного обсуждения на уровне территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.1.2. Проводят консультации Сторон по вопросам, представляющим взаимный интерес и не являющимся предметом настоящего Соглашения.
7.1.3. Оказывают практическое содействие заключению  коллективных договоров.
7.1.4. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и их разрешению, развивая систему участия работников и работодателей в досудебном разрешении коллективных трудовых споров.
7.1.5. Проводят согласованную политику по вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению территориального соглашения и коллективных договоров, созданию профсоюзных организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
7.1.6. Освещают практику социального партнерства в средствах массовой информации.
7.1.7. Обеспечивают соблюдение прав и гарантий деятельности профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
7.1.8. Содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого бизнеса.
7.1.9. Содействуют распространению принципов социального партнерства в организациях  с участием инвестиционных компаний, в том числе на стадии подписания инвестиционных соглашений.

7.2. Администрация:
7.2.1. Обеспечивает участие представителей Сторон в работе комиссий, формируемых при исполнительно-распорядительных органах муниципального образования, рассматривающих вопросы, связанные с реализацией социально-экономических интересов населения муниципального образования.
7.2.2. Обеспечивает условия для участия представителей работодателей и профсоюзов в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития муниципального образования.
7.2.3. Регулярно, раз в полугодие, проводит мониторинг качества и уровня жизни населения области по перечню показателей в соответствии с приложением к настоящему Соглашению.
7.2.4. Не реже одного раза в год проводит встречи с профсоюзным активом.
7.2.5. Принимает меры, направленные на наиболее полное освещение средствами массовой информации совместной деятельности сторон, в рамках настоящего Соглашения.

7.3. Работодатели:
7.3.1. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных коллегиальных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
7.3.2. Обеспечивают участие представителей соответствующих профсоюзов в заседаниях коллегиальных органов управления организацией.
7.3.3. Перечисляют на счет профсоюзной организации денежные средства для ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и иной работы. Конкретные размеры отчислений устанавливаются коллективным договором или отдельным соглашением.
7.3.4. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций. При обращении профсоюзных органов предоставляют информацию о правильности и полноте удержания, своевременности перечисления профсоюзных взносов.
7.3.5. Распространяют на работников, освобождённых от основной работы в связи с избранием в выборный коллегиальный орган первичной профсоюзной организации, все льготы, виды премирования, вознаграждения, предусмотренные для работников организации.
7.3.6. Предусматривают в коллективных договорах, с учетом финансового и экономического положения организации, обязательства по оплате труда освобожденным членам выборных коллегиальных органов первичной профсоюзной организации, а также предоставление не освобожденным от  основной работы членам профсоюзных органов всех уровней свободного времени для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.

7.4. Профсоюзы:
7.4.1. Являются представителями работников в социальном партнерстве, оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров и соглашений, осуществляют контроль за их выполнением. Проводят правовую экспертизу проектов коллективных договоров и соглашений.
7.4.2. Оказывают помощь в создании в организациях комиссий по трудовым спорам, выявляют причины возникновения коллективных трудовых споров и в соответствии с действующим законодательством принимают необходимые меры для их урегулирования.
7.4.3. Организуют обучение представителей социальных партнеров по вопросам правового регулирования трудовых отношений, заключения коллективных договоров и соглашений на базе Учебно-методического центра Смоленского областного объединения организаций профсоюзов.
7.4.4. Продолжают работу по возобновлению деятельности и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, по вовлечению работников в члены профсоюза.
7.4.5. Не выступают организаторами забастовок при выполнении обязательств настоящего Соглашения,  коллективных договоров организаций и предприятий на территории муниципального образования.

7.5. Взаимоотношение Сторон:
7.5.1. Каждая из Сторон в 3-месячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в территориальную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений план мероприятий по реализации принятых обязательств с указанием конкретных сроков и ответственных исполнителей.
7.5.2. Стороны контролируют выполнение Соглашения, ежегодно информируют территориальную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. Обеспечивают регулярную информацию о ходе реализации Соглашения в средствах массовой информации.
7.5.3. Дополнения и изменения вносятся в Соглашение по договоренности Сторон.
7.5.4. За невыполнение Соглашения Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.
7.5.5. Действие Соглашения регулируется статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации.

Руководитель исполнительно-распорядительных органов муниципального образования

Председатель        координационного      совета организаций      профсоюзов       муниципального     образования

Уполномоченный представитель объединения работодателей муниципального образования

Иконка левого меню

Разработка и создание сайта - ZoomPiK