ИНФОРМАЦИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ 3-х СТОРОННЕГО СОГЛАШЕНИЯ В ЦФО
Информация
о выполнении Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа
на 2014-2016 годы
Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений Центрального федерального округа действует с 2005 года и является эффективным механизмом социального партнерства, элементом стабилизации и доверия в обществе.
Базовым инструментом для формирования единого социально-экономического пространства в округе является Соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа на 2014-2016 годы (далее — Соглашение ЦФО на 2014-2016 годы).
В Соглашении ЦФО на 2014-2016 годы стороны определили в качестве основных направлений взаимодействия принятие программ по укреплению реального сектора экономики, обеспечению безопасности и охраны труда, занятости населения, развитию трудовых ресурсов, росту заработной платы и повышению качества жизни в каждом регионе Центрального федерального округа.
По состоянию на 03 июня 2016 г. во всех субъектах Центрального федерального округа действуют региональные соглашения, в которых отражены основные положения окружного Соглашения на 2014-2016 годы. Срок действия десяти региональных соглашений определен на 2014-2016 годы (Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Костромская, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Ярославская области), срок действия шести соглашений определен на 2015-2017 годы (Воронежская, Калужская, Костромская, Орловская, Смоленская, Тамбовская и Тверская области). В 2015 году также заключены 2 новых соглашения (Курская область и г. Москва) со сроком действия на 2016-2018 годы.
В области социально-экономического развития Округа, обеспечения занятости населения, развития трудовых ресурсов, формирования на территории Округа единого социально-экономического пространства:
Во всех регионах Центрального федерального округа стороны социального партнерства принимали меры по недопущению снижения объемов производства, сокращения рабочих мест, снижения жизненного уровня работников. Профсоюзы вели активную работу по снижению для работников негативных последствий экономического кризиса, обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе. В ряде субъектов ЦФО в региональные трехсторонние соглашения включены показатели увеличения объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства жилья, предусмотрено включение в отраслевые и территориальные соглашение вышеуказанных показателей.
Наиболее актуальные вопросы рассматривались на заседаниях региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Территориальными объединениями организаций профсоюзов в отчетном периоде проведены консультации сторон социального партнерства по проектам прогноза социально-экономического развития, основным направлениям бюджетной политики, проектам бюджетов регионов. Стороны обсуждали социальные аспекты прогноза и проекта бюджета, вносили предложения по вопросам повышения расходов на оплату труда, сохранения или повышения уровня социальных гарантий работникам.
Повсеместно уделялось внимание решению задачи финансового обеспечения принятых решений по повышению заработной платы отдельных категорий работников отраслей социальной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В большинстве регионов создавались условия по обеспечению роста производительности труда, обеспечивалось взаимодействие с промышленными предприятиями по реализации инвестиционных программ и проектов в сфере технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, организации производства новых видов конкурентоспособной продукции. Оказывалось содействие промышленным предприятиям в развитии межрегиональной производственной кооперации и продвижению продукции на новые рынки внутри страны, велась работа по формированию перспективных площадок для создания новых предприятий, привлечению инвесторов, наращиванию кадрового потенциала.
В целях создания условий по обеспечению роста производительности труда реализуются Стратегии социально-экономического развития регионов, предусматривающие программы по созданию и развитию высокотехнологичных и наукоемких производств, что способствует модернизации существующих и созданию новых рабочих мест.
Развивается межрегиональное сотрудничество по таким направлениям, как производственная кооперация, продвижение продукции на рынки регионов, подготовка квалифицированных кадров, обмен передовым опытом (окружные выставки и ярмарки). Всеми субъектами Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, заключены межрегиональные соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве. На основании данных соглашений осуществляются взаимные поставки продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, осуществляется обмен опытом.
Наиболее распространенными и востребованными по-прежнему остаются ярмарки вакансий и учебных мест, которые проводятся повсеместно на всей территории округа.
В течение 2014 -2015 годов на территории округа, угрозы незаконных действий, нацеленных на ликвидацию или перепрофилирование организаций науки, промышленности, сельского хозяйства, а также образовательных и других организаций бюджетной сферы, не выявлено. Реорганизация подведомственных государственных учреждений проводится в соответствующем законодательству порядке и в целях повышения эффективности работы и оптимизации их деятельности.
В целях реализации прав граждан в условиях массового высвобождения работников в территориальных и региональных отраслевых соглашениях определены критерии массового увольнения с учетом специфики регионов.
В среднем, таким критерием считается увольнение более 9% от штатной численности с количеством работающих свыше 15-20 человек и более в течение 30 календарных дней.
В регионах отработана система работы по снижению социальной напряженности в период, предшествующий массовому высвобождению работников. Проводятся мониторинги ситуации на рынке труда, разработаны меры по минимизации последствий массовых высвобождений. Стороны социального партнерства совместно принимали меры по социальной защите работников, высвобождаемых при реорганизации или ликвидации организации, определяли дополнительные гарантии.
Как правило, в регионах приказы руководителей о сокращении численности или штата работников, влекущих за собой сокращение рабочих мест, направлялись на согласование в первичные профсоюзные организации.
Во многих регионах в областном трехстороннем соглашении содержится обязательство правительства реализовать программу дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда и поддержку высвобождаемых работников.
Стороны социального партнерства стремятся не допустить роста уровня безработицы. В каждом регионе созданы и работают «горячие линии», организовано переобучение кадров и т.д.
Решение вопросов в сфере труда и занятости в регионах ЦФО осуществляется также посредством реализации тематических региональных государственных программ, которые включают мероприятия для категорий граждан, нуждающихся в особой поддержке, — женщин, молодежи, лиц предпенсионного и пенсионного возраста, инвалидов. В целях содействия создания в организациях рабочих мест для трудоустройства инвалидов представители профсоюзов входят в состав координационных комитетов содействия занятости населения, где рассматривались наиболее актуальные вопросы рынка труда, трудоустройства, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В целях стимулирования работодателей по созданию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья реализуются меры финансовой поддержки: субсидии на возмещение расходов на оплату труда инвалидов, трудоустроенных сверх квоты, предусмотрено возмещение затрат на переоборудование рабочих мест. В регионах округа развивается соответствующая инфраструктура, способствующая обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и объектам социального значения.
Сформирована и успешно функционирует на региональном уровне система подготовки и повышения квалификации кадров (дополнительного профессионального образования) в соответствии с потребностями рынка труда, решаются вопросы подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на производстве (Брянской, Калужской, Костромской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской областях).
В целях повышения престижа рабочих профессий ежегодно проводились конкурсы профессионального мастерства, регионы ЦФО активно участвуют во всероссийских конкурсах.
В ряде регионов федерального округа проведены региональные этапы Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».
В регионах ЦФО для удовлетворения кадровой потребности предприятий промышленности в части специалистов технического профиля и в целях содействия реализации политики социально-трудовой адаптации молодежи ведется активная работа по взаимодействию с профессиональными образовательными организациями и промышленными предприятиями.
Областными трехсторонними комиссиями утверждались Положения о порядке взаимодействия образовательных организаций высшего профессионального образования, готовящих кадры для производственных отраслей, и соответствующих работодателей.
Разрабатывались «сквозные» образовательные программы по родственным специальностям профессионального образования для предприятий – социальных партнеров, рекомендации по совершенствованию участия работодателей в обучении и трудоустройстве студентов.
Работодатели принимали участие в согласовании тематики выпускных квалификационных работ студентов, участвовали в работе государственных экзаменационных комиссий и экзаменационных комиссий по приему экзаменов (квалификационных) по профессиональным модулям.
Создавались многофункциональные центры прикладных квалификаций, где ведется подготовка рабочих и служащих, а также профессиональная переподготовка по образовательным программам, прошедшим общественную сертификацию участием работодателей.
Организовывалось практическое обучение с использованием современной технологической базы предприятий – социальных партнеров, производственные практики на базе предприятий — социальных партнеров, ведущие специалисты предприятий и организаций преподавали в профессиональных образовательных организациях.
Во многих региональных соглашениях отражены меры по трудоустройству выпускников общеобразовательных учреждений, а также учреждений среднего и высшего профессионального образования. В г. Москве работодатели взяли на себя обязанность привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
Для повышения престижа рабочих профессий ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства, субъекты Российской Федерации, находящиеся в пределах Центрального федерального округа активно участвуют во всероссийских конкурсах.
В ряде субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, проведены региональные этапы Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».
В целях признания достижений лучших коллективов и тружеников организаций производственной и социальной сфер в Белгородской области создана «Аллея трудовой славы», во Владимирской области – «Галерея Славы».
При подготовке предложений по объемам квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, стороны проводят согласованную политику и придерживаются принципа приоритетного права на трудоустройство российских граждан. Не допускаются случаи высвобождения российских граждан для последующего их замещения иностранными работниками.
Заявленная потребность работодателей рассматривается на совместных совещаниях и сокращается исходя из возможности удовлетворения данной потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов.
В состав межведомственных комиссий по вопросам привлечения и использования иностранных работников включены представители профсоюзов и работодателей. В г. Москве стороны также обязались определять потребность в иностранных работниках и значение коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, регулирующего стоимость патента, с учетом мнения сторон социального партнерства города Москвы.
2. В области обеспечения достойного уровня оплаты труда, соблюдения трудовых прав работников:
В субъектах округа ключевым направлением социального партнерства является осуществление системного контроля за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в организациях всех форм собственности.
В региональные трехсторонние соглашения включены наиболее благоприятные условия, гарантии и обязательства сторон социального партнерства, способствующие увеличению уровня минимальной заработной платы, развитию кадрового потенциала, созданию безопасных условий труда и обеспечивающие гарантии защиты работника от невыплаты заработной платы. Проводятся мониторинги численности низкооплачиваемых групп работников, определены целевые индикаторы по заработной плате. Органами надзора и контроля в отношении работодателей проводятся плановые и внеплановые проверки. В 12 регионах ЦФО заключены соглашения о минимальной заработной плате, устанавливающие ее размер (Владимирская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области), в 6 регионах данная величина определена в региональном трехстороннем соглашении (Белгородская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Орловская, области и г. Москва).
Анализ результатов выполнения пункта 2.12 Соглашения ЦФО об обеспечении размера минимальной заработной платы во внебюджетном секторе не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации показал, что: 1 квартале 2016 года во внебюджетной сфере минимальный размер заработной платы в 11 территориях Центрального федерального округа соответствует уровню прожиточного минимума трудоспособного населения (Белгородская, Калужская, Костромская, Орловская области), либо превышает его (Воронежская, Курская, Липецкая, Московская, Тульская, Ярославская области и г. Москва). Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы. В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.
В Тульской области минимальная заработная плата превышает прожиточный минимум за четвертый квартал 2015 г. на 53%, в Московской области – на 23%, Москве – на 21 %.в Липецкой области – на 20%, в Курской области (9%), Ярославской — на 4%, г. Воронежской области (3%).
По Московской области 97,2% организаций обеспечили минимальный уровень заработной платы (12500 руб.). При этом в 100% случаев этот показатель выполняется в следующих членских организациях Московского областного объединения организаций профсоюзов: металлургия, торговля, лесной комплекс, автотранспорт и дорожное хозяйство, АПК, международный аэропорт Шереметьево.
В Воронежской области организовано взаимодействие сторон социального партнерства по недопущению случаев выплаты внебюджетными организациями заработной платы ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В ряде регионов ЦФО (Брянской, Владимирской, Ивановской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской и Тверской областях) минимальный размер заработной платы установлен ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Так, в Тамбовской и Ивановской областях минимальная заработная плата во внебюджетном секторе составляет 88% от прожиточного минимума трудоспособного населения; в Рязанской области — 82%, в Тверской области — 72%, во Владимирской области — 72%, Брянской области — 71%, в Смоленской области — 60%.
В Брянской, Владимирской, Ивановской, Московской, Смоленской, Тамбовской и Тверской областях установлен фиксированный размер минимальной заработной платы, индексация которого не предусмотрена. В ряде регионов при дальнейшем повышении прожиточного минимума это привело к невыполнению обязательств Соглашения ЦФО (Брянская, Владимирская, Ивановская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская и Тверская области).
В бюджетной сфере необходимо продолжить работу в части совершенствования оплаты труда. В Калужской области минимальная заработная плата равна прожиточному минимуму трудоспособного населения региона, в 3-х территориях ЦФО установлен фиксированный размер минимальной заработной платы, превышающий величину прожиточного минимума трудоспособного населения (в Московской области (12500 руб.), в Тульской области (10 500 руб.) и в г. Москве (17 300 руб. — с 1 января 2016 г. фиксированная величина.).
В 5 регионах (Белгородской, Брянской, Рязанской, Смоленской Ярославской областях) установлена фиксированная величина минимальной заработной платы, которая выше чем федеральный МРОТ(6204 руб.), но ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, принятого в регионе.
В 9 субъектах ЦФО (Владимирская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Курская, Липецкая, Орловская, Тамбовская, Тверская области) минимальный размер заработной платы в бюджетном секторе установлен на уровне МРОТ (6204 руб.).
В большинстве регионов ЦФО в действующие региональные трехсторонние соглашения включены обязательства по доведению средней заработной платы работников в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах ЦФО, до уровня не менее трёхкратного размера прожиточного минимума, установленного на душу населения, в Калужской (соглашение на 2014-2016 гг.), Орловской (Соглашение на 2014-2016 гг.), Рязанской (соглашение на 2015-2017гг.) и Тульской (Соглашение на 2015-2017 гг.) областях — 4-х кратного, в Московской области (Соглашение на 2015-2017 гг.) – 4,3.
В 16 регионах ЦФО уровень средней заработной платы достиг уровня трехкратного размера прожиточного минимума, установленного на душу населения, либо превысил его (превышение составляло от 10% и выше): в 11 регионах округа принятые обязательства выполнены в полном объеме, в Калужской и Липецкой областях достигнуто и в Тульской области превышено четырехкратное соотношение, в Московской области средняя заработная плата превысила запланированный четырехкратный размер прожиточного минимума и достигла 5,5 кратного соотношения, в г. Москве превышено семикратное соотношение.
В 2 регионах установленные обязательства не выполнены (Брянская (2,9), Ивановская (2,9) области).
В 2014 – 2015 годах и по настоящее время проводится мониторинг задолженности по заработной плате, сокращению работников, неполной рабочей неделе. Наиболее актуальным является вопрос о выплате задолженности по заработной плате. Профобъединения федерального округа проводили сбор информации о количестве предприятий, где имела место задолженность перед работниками по заработной плате, и о величине задолженности. В рассматриваемом периоде полученные результаты отличались от данных официальной статистики и превышали их (Брянская, Воронежская, Костромская, Орловская, Ярославская области и г. Москва). Следует отметить, что в 2016 году список территорий, предоставивших дополнительные данные о задолженности заработной платы, сократился (из него выбыл г. Москва). В субъектах, входящих в состав ЦФО, для борьбы с нарушением сроков выплаты заработной платы было отлажено взаимодействие профсоюзов и работодателей с Правительством области, контрольно-надзорными органами, органами местного самоуправления муниципальных районов и городскими округами. Результатом совместных действий сторон социального партнерства явилось снижение задолженности предприятий по заработной плате перед работниками. По данным Смоленского областного объединения организаций профсоюзов, начиная с 2015 года, в области задолженность по заработной плате в периоде отсутствует.
Созданы и действуют региональные коллегиальные органы (межведомственные комиссии или рабочие группы) по легализации заработной платы, погашению просроченной задолженности в Костромской, Рязанской, Московской, Воронежской, Владимирской, Тверской, Тамбовской областях и др.
В Ивановской и Тверской областях утверждены планы по ликвидации просроченной задолженности по заработной плате и легализации трудовых отношений граждан. В Тульской области в решение проблемы погашения задолженности включены органы местного самоуправления, которые проводят еженедельные мониторинги и, в случае выявления нарушений, направляют сведения в прокуратуру.
Так, в Белгородской области проводились ежемесячные мониторинги в организациях производственных видов экономической деятельности, имеющих задолженность по выплате заработной платы. Руководители таких организаций приглашались на заседания муниципальных комиссий по обеспечению роста заработной платы, своевременности и полноты перечисления обязательных платежей от фонда оплаты труда, членами которых являются представители профсоюзов, прокуратуры, инспекций по труду, пенсионных фондов, службы судебных приставов и др.
В ряде территорий профсоюзами совместно с органами исполнительной власти проводился мониторинг по численности низкооплачиваемых групп работников (Белгородская, Воронежская, Орловская, Ивановская, Липецкая, Тамбовская, Тульская и др. области).
В организациях, где месячная заработная плата работника ниже величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения, сторонами социального партнерства разрабатываются программы поэтапного повышения заработной платы до указанного уровня (Владимирская область). В Белгородской области реализуется областной проект «Противодействие нелегальным трудовым отношениям – обеспечение социальных гарантий работникам».
Важнейшим вопросом остается структура заработной платы.
В большинстве региональных трехсторонних соглашений ЦФО предусмотрены обязательства по установлению тарифной части заработной платы на уровне не ниже 60% от общего ее размера или выше.
В Курской области обязательства составляют 75%, 8 регионах ЦФО — 60% (Брянская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Липецкая, Смоленская, Тамбовская, Тульская области), в 5 регионах — 70 % (Воронежская, Калужская, Орловская, Рязанская и Ярославская области). В Белгородской и Тверской областях установлен размер месячной тарифной ставки на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, определенного федеральным законом, в Московской области и г. Москве — не ниже размера минимальной заработной платы.
Учитывая значительное падение реальной заработной платы в отчетном периоде в целом по Российской Федерации, приоритетной задачей профсоюзов была борьба за сохранение реального содержания заработной платы, в том числе ее индексации.
Основными причинами, препятствующими индексации заработной платы, являются отсутствие у работодателя собственных средств, необходимых для проведения индексации заработной платы, принципиальная позиция работодателей, а также низкая активность профсоюзного актива.
В сложившейся экономической ситуации одна из первоочередных задач — это не допустить резкого ухудшения ситуации на рынке труда. Основная причина – сокращение рабочих мест. Например, по данным ТООП, только в первом квартале 2016 года на более, чем 300 предприятиях, находящихся на территории ЦФО уволено свыше 1300 человек, и предполагается к увольнению в последующем более 5000 человек.
Говоря о безработице необходимо принимать во внимание такие тенденции, как широко применяемый режим неполного рабочего времени. ( В 1-м квартале 2016 года режим неполного рабочего времени вводился на 140 предприятиях ЦФО более чем для 30 тысяч сотрудников). С начала 2016 г. режим неполного рабочего на длительный период времени (более чем на 6 месяцев) вводился на предприятиях Калужской, Курской, Орловской, Тамбовской, Тверской и Ярославской областей, для 100% сотрудников данный режим вводился на предприятиях Брянской, Владимирской, Калужской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Ярославской областей. Также сюда можно отнести отпуск без сохранения заработной платы. Это – так называемая «скрытая безработица».
3. В области создания необходимых социальных условий жизни граждан:
С целью улучшения демографической ситуации в Центральном федеральном округе в регионах приняты соответствующие нормативные правовые акты, реализуются государственные программы, направленные на поддержку семей с детьми. Во всех субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах округа, разработаны дополнительные комплексы мер, направленные на повышение рождаемости, в том числе предусматривающие ежемесячные денежные выплаты на второго (или третьего) и последующих детей. В ряде областей многодетным семьям предоставлялись в собственность участки для ведения личного подсобного хозяйства либо жилищного строительства.
Особое внимание в регионах уделялось организации профессионального переобучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. В коллективных договорах организаций предусматривались меры социальной поддержки, дополнительные гарантии и льготы молодым, многодетным и неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов (гибкий график работы, дополнительный отпуск, доплата на питание детей, оказание помощи в обучении детей, оплата отпуска по уходу за ребенком до трех лет).
Кроме того, в регионах округа реализуются меры по охране здоровья населения, улучшению жилищных условий, содействию занятости населения, обеспечению доступности дошкольного образования и снятию очередности в детские образовательные учреждения. В результате достигнута положительная динамика отдельных показателей демографических процессов во всех субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах округа. В округе созданы благоприятные условия для развития культуры, спорта, организации детского и семейного отдыха, сохранения сети социально-культурных объектов.
В субъектах федерального округа успешно решается задача организации здорового содержательного досуга населения. При поддержке региональных бюджетов выполняются работы по развитию «клубной сети» учреждений культуры и дополнительного образования, развивается социальная инфраструктура, в том числе спортивная. В рамках реализации региональных государственных программ по развитию физической культуры и спорта проводятся спортивные мероприятия, на предприятиях и организациях ведется работа по созданию спортивных клубов, проводятся спортивные мероприятия среди трудовых коллективов. Это спартакиады, спортивные фестивали и праздники, соревнования по отдельным видам спорта с участием работников организаций, проводились «Дни здоровья», лично-командные соревнования по лыжным гонкам, соревнования по мини футболу, футболу, волейболу, легкоатлетическому кроссу, шахматам, настольному теннису, волейболу, плаванию.
Совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации проводятся периодические и углубленные медицинские осмотры граждан. При этом, выявленные в ходе диспансеризации работников отклонения в здоровье корректируются с участием средств работодателей комплексом лечебно-оздоровительных мер, включая санаторно-курортное лечение.
Особое внимание стороны социального партнерства уделяют организации детской оздоровительной кампании и не допускают снижения установленных показателей оздоровления детей и подростков. На эти цели из регионального бюджета выделяются денежные средства, со стороны работодателей и профсоюзных организаций принимаются комплексные меры по сохранению и развитию сети детских оздоровительных учреждений, ежегодно организуются смотры-конкурсы организаций отдыха и оздоровления детей. В период новогодних праздников стороны принимают участие в долевом финансировании детских оздоровительных мероприятий.
В регионах округа при принятии тарифов на услуги ЖКХ учитывалась платежеспособность потребителей, социально-экономические последствия и возможности регионального и местного бюджетов. Сторонами социального партнерства регулярно проводился анализ соотношения роста заработной платы и тарифов на услуги. В ряде территорий рассматривались вопросы о мерах, принимаемых администрацией региона по обеспечению справедливого паритетного индекса цен на продукцию (услуги энергетики).
4. В области охраны труда и экологической безопасности стороны:
Реализуя государственную политику в области охраны труда и экологической безопасности, приоритетным направлением деятельности сторон социального партнерства остается сохранение жизни и здоровья работников – снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости посредством реализации системы мер, направленных на улучшение условий и охраны труда.
В регионах ЦФО ежегодно проводится анализ состояния производственного травматизма, мониторинг условий и охраны труда, вопросы охраны труда, диспансеризации работников рассматривались на трехсторонних комиссиях.
В региональных трехсторонних соглашениях закреплялись конкретные показатели снижения уровня производственного травматизма и занятости работников на работах с вредными и опасными условиями труда.
В действующие соглашения и коллективные договоры включались мероприятия по улучшению условий труда с выделением средств на их финансирование.
В регионах ЦФО используется «Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Превентивными мерами, направленными на улучшение условий и охрану труда, также относятся проведение конкурсов на лучшую организацию работы в области охраны труда среди организаций и предприятий, Дней охраны труда в муниципальных образованиях, работы по оценке рабочих мест, распространение передового опыта по построению системы управления профессиональными рисками в организациях. В регионах округа проводится информирование и консультирование работников и работодателей по вопросам охраны труда, развивается система обучения руководителей и специалистов.
Проводились мероприятия по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда.
Обязательства по поддержанию безопасных и здоровых условий труда повсеместно включены в отраслевые и территориальные трехсторонние соглашения, а также в коллективные договоры организаций и предприятий округа.
В регионах проводился анализ состояния и причин производственного травматизма с тяжелыми последствиями и смертельным исходом и разработка предложений по его профилактике (Брянская, Рязанская, Ивановская и др. области).
В каждом субъекте ЦФО действуют государственные программы или подпрограммы в части улучшения условий и охраны труда.
В решении экологических и природоохранных проблем сторонами социального партнерства ведется работа по обеспечению сохранности жизни и здоровья работников, осуществлению контроля за соблюдением законодательства по охране труда, экологической безопасности, реализацией государственной политики в области охраны труда и окружающей среды.
5. В области молодежной политики стороны:
В последние годы придаётся большое значение вопросам молодёжной политики в организациях через коллективные договоры и соглашения всех уровней. В целях формирования активной жизненной позиции и усиления социальной защищённости молодых работников в окружном Трехстороннем соглашении вопросы работы с молодёжью выделены в отдельный раздел. Данный раздел Соглашения включает обязательства сторон по созданию условий для эффективной реализации государственной политики в сфере работы с детьми и молодёжью, развития физической культуры и спорта, обеспечения уровня государственных социальных гарантий и льгот работающей молодёжи.
Субъектами федерального округа утверждены и реализуются региональные программы по молодежной политике, предусматривающие комплекс мероприятий по оказанию социально-экономической поддержки и содействию занятости молодежи, качественному обновлению содержания профессионального образования, развитию наставничества на производстве.
В ряде регионов профсоюзам удалось достичь договоренности о сотрудничестве работодателей с учреждениями профессионального образования в целях подготовки молодых и специалистов, а также переподготовки и повышения квалификации работников.
Работодатели, участвуя в воспитательном процессе, направляют высококвалифицированных специалистов организаций для работы в качестве мастеров производственного обучения, устанавливают доплаты преподавателям профессионального цикла и мастерам производственного обучения, обеспечивают необходимые условия обучающимся для прохождения производственной практики.
Стороны социального партнерства организуют профориентационные экскурсии на предприятия и организации разных форм собственности для информирования молодежи при выборе профессии.
Вопросы по трудоустройству молодых специалистов и содействию занятости молодежи регулярно рассматриваются на заседаниях региональных трёхсторонних комиссий.
В ряде региональных соглашений установлены обязательства сторон по единовременным денежным выплатам или иным мерам стимулирования впервые поступающих на работу выпускников.
С целью увеличения представительства молодежи в органах исполнительной власти всех уровней, местного самоуправления, профсоюзных организаций и предприятий в регионах округа созданы и работают молодежные правительства, во всех муниципальных образованиях действуют молодежные советы.
Активно ведется взаимодействие с общественными молодежными организациями различной направленности, оказывается грантовая и имущественная поддержка.
На территории округа принимаются меры по строительству доступного жилья, в том числе направленные на улучшение жилищных условий молодежи.
Развивается движение молодежных трудовых отрядов, расширяется их профиль: в регионах работают педагогические, строительные, сервисные, волонтерские отряды и др.
Большое внимание на региональном уровне стороны социального партнерства уделялось развитию массового спорта, пропаганде здорового образа жизни, развитию содержательного досуга и отдыха молодежи.
Проводились молодежные конкурсы, как на региональных уровнях, так и на уровне ЦФО.
6. В области развития социального партнерства:
В современных экономических условиях социальное партнерство – наиболее эффективный механизм регулирования социально-трудовых и связанных с ними социально-экономических отношений.
Представители объединений профсоюзов и работодателей принимали участие в работе комиссии и общественных формирований для решения существующих в регионе социально-экономических проблем. Проходили встречи профсоюзного актива с руководством регионов.
В целях усиления внимания к вопросам развития социального партнерства в регионах проводились семинары, тренинги, круглые столы по проблемам ведения коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и соглашений. Продолжалась практика включения обязательств по разработке методического инструментария (методик, рекомендаций, пособий) формирования института социального партнерства, проведения обучения по ведению переговоров.
Велась работа по повышению ответственности бизнеса в развитии системы социального партнерства. При этом проводились встречи с представителями крупных компаний, в ходе которых акцент делался на возможность создания первичных профсоюзных организаций, разработку и подписание коллективных договоров. Вместе с тем, проведенный анализ позволяет сделать вывод об отсутствии заметной положительной динамики в данной сфере. Несмотря на активную позицию сторон социального партнерства имеет место ряд фактов, свидетельствующих о нежелании инвестора или работодателя при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, обеспечивать условия для её создания. В большинстве территорий возникали сложности при заключении коллективных договоров с предпринимателями, представляющими малый и средний бизнес.
Во всех регионах ЦФО проводилась постоянная работа, направленная на соблюдение прав и гарантий деятельности профсоюзов на предприятиях и в организациях. Практически все региональные соглашения содержат гарантии деятельности профсоюзов.
Стороны социального партнерства, развивая систему участия работников и работодателей в досудебном разрешении коллективных трудовых споров, способствуют их предотвращению, снижению социальной напряженности. На протяжении последних лет на территории округа практически не было зарегистрировано ни одного коллективного трудового спора. В рамках методического обеспечения проводились консультации с работодателями и работниками по вопросам труда и трудовых отношений, вопросов разработки и регистрации соглашений и коллективных договоров. При возникновении разногласий между сторонами при заключении коллективных договоров проводилась правовая экспертиза, оказывалась практическая помощь в доработке документа.
В средствах массовой информации опубликовывались информационные материалы по вопросам социально-трудовых отношений, о решениях региональных трехсторонних комиссий, которые также размещались на официальных региональных сайтах. На базе регионов ЦФО проводились Международные конференции социальной, экономической, правовой направленности, по итогам которых вырабатывались скоординированные меры сторон социального партнерства в решении выявленных проблем.