Союз «Смоленское областное объединение организаций профсоюзов»

Союз «Смоленское областное объединение организаций профсоюзов»

ПОЗИЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ ПО ЗАКОНОПРОЕКТАМ О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ

13.08.2012

31 июля 2012 г. в Доме Правительства Российской Федерации на заседании рабочей группы по доходам, заработной плате и уровню жизни населения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрен проект федерального закона №109059-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Законопроект поддержан стороной РТК, представляющей общероссийские объединения работодателей. Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, законопроект не поддержала.

В Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов были направлены замечания и предложения профсоюзной стороны РТК.

Рассмотрев  проект  федерального закона №109059-6 «О  внесении изменений  в Федеральный  закон «О прожиточном  минимуме  в Российской  Федерации» (об  изменении  методологии  определения  прожиточного минимума), внесенный  Правительством Российской  Федерации, сторона Российской  трехсторонней  комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений, представляющая  общероссийские   объединения  профсоюзов, отмечает следующее. Упомянутый  проект федерального  закона подготовлен  в  целях  совершенствования  методологии  определения прожиточного   минимума,  в частности, для того,  чтобы (а) приблизить  структуру  потребительской корзины к фактическому потреблению типичного  домохозяйства; (б) обеспечить  соответствие  порядка  определения  прожиточного  минимума  современной  международной  практике.

Однако,  во-первых, современная  международная  практика  достаточно разнообразна,  нормативный метод определения  черты   бедности  в ней  представлен также достаточно   значительно.

Во-вторых, если почти  половину  потребительских  расходов  домохозяйств составляют  расходы  на питание, то это показатель  крайнего  неблагополучия в  социально-экономическом положении большинства  населения страны, что  необходимо  преодолевать, а не  законодательно  закреплять.  Законопроектом  предлагается определять  прожиточный минимум  на основе  нормативно-статистического  метода,  когда продукты питания  в составе  потребительской  корзины определяются  по нормам  в  натуральных  объемах, а  непродовольственные товары  и услуги —  в соотношении  со стоимостью продуктов питания.  Чтобы приблизить   структуру потребительской  корзины  к потреблению  типичного  домохозяйства, минимально  необходимому  для сохранения здоровья  человека и  обеспечения  его жизнедеятельности  в  текущей социально-экономической ситуации в Российской  Федерации и ориентации  государства на расширение  платности  услуг  публичного сектора экономики, стоимость  продуктов питания должна  составлять не более трети  стоимости  всей потребительской  корзины, что, принимая  во внимание   законопроект  №109045-6 «О потребительской  корзине в целом по Российской  Федерации», также внесенный в  Госдуму Правительством Российской  Федерации, не  предполагается.

Рассматриваемый  законопроект  предлагает  также  существенные изменения  в порядок  установления  потребительской  корзины.  Действующий порядок предусматривает, что  потребительская  корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по  Российской  Федерации  и в  субъектах Российской  Федерации определяется на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием  общероссийских  объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом  Правительством Российской  Федерации. Указанные  методические рекомендации  утверждаются Правительством Российской  Федерации.

Предлагаемый законопроектом  порядок  установления потребительской  корзины фактически отстраняет  общероссийские объединения профсоюзов от участия   в разработке  потребительской корзины.  В соответствии  с подпунктом  «в» пункта  2 статьи 1  законопроекта, потребительская  корзина должна разрабатываться хоть и с участием  трехсторонних комиссий, но на  основе  некой методики, которую неизвестно  кто разрабатывает и утверждает. При этом Правительство Российской  Федерации утверждает  какие-то  методические  рекомендации по определению потребительской  корзины, которые тоже неизвестно кто разрабатывает (подпункт  «г» пункта 2  статьи 1 законопроекта).

Пунктом  3 статьи  1 законопроекта предлагаются   изменения в  статью 4 базового  федерального  закона,  которая  устанавливает периодичность  исчисления  и порядок   установления  величины  прожиточного  минимума.  В настоящее время величина  прожиточного  минимума  на душу населения и по  основным социально-демографическим группам населения в  целом по Российской  Федерации и в субъектах Российской  Федерации (за исключением  случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 4 базового закона) определяется  ежеквартально на основании потребительской  корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике  об уровне  потребительских цен на продукты питания, непродовольственные  товары и услуги  и  расходов  по обязательным   платежам и сборам.  Исключения, предусмотренные  пунктами  3 и  4  статьи 4 базового  федерального  закона, касаются   периодичности  исчисления и  порядка установления  величины прожиточного  минимума пенсионера  в целом по Российской  Федерации и в субъектах Российской  Федерации.

Предполагаемое   законопроектом  изменение   методологии  определения величины  прожиточного  минимума в части  исключения  из расчета величины  прожиточного  минимума данных об   уровне  потребительских  цен на непродовольственные  товары и услуги (которые растут  быстрее, чем цены на продукты питания) при установлении  такой величины  для пенсионера по Российской  Федерации в целом и в каждом субъекте Российской  Федерации (подпункт «б» пункта  3 статьи  1 законопроекта), по мнению профсоюзной стороны Комиссии, приведет к  занижению величины  прожиточного  минимума пенсионеров, получающих  социальную доплату к пенсии, предусмотренную Федеральным законом  от 17 июля  1999 года  №178-ФЗ «О государственной  социальной  помощи».

Кроме того, с точки зрения  назначения прожиточного  минимума (статья 2 базового закона) профсоюзная сторона Комиссии обращает  внимание, что прожиточный  минимум   — это показатель определения  уровня  бедности;  соответственно, установление   оплаты  труда в рамках данной  величины – это сохранение  нищеты и бедности  работающих людей.

На основании  изложенного профсоюзная сторона Российской трехсторонней комиссии не поддерживает  внесенный Правительством Российской  Федерации проект  федерального  закона  №109059-6 «О  внесении  изменений  в Федеральный  закон  «О прожиточном минимуме  в Российской  Федерации» (об изменении  методологии определения прожиточного минимума).

 

ФНПР

Иконка левого меню

Разработка и создание сайта - ZoomPiK